О цвете ч.4 Классическое комбинирование цветов

правила сочетания цветовВ предыдущей статье, схематично мы с вами рассмотрели, как можно комбинировать цвета гармонично и узнали каким образом получается тот или иной цвет в круге. Цветовой круг Иттена является классикой, но далеко не панацеей при выборе гаммы для работы. Существуют еще цветовые круги Ньютона, Гёте, Оствальда, Манселла и др. Примеры таких кругов смотрите на рисунке.>>>

Еще несколько советов, относящихся к классике, помогут правильно подобрать гармоничное комбинирование (возьмём более обширный цветовой круг Манселла):

В системе Манселла цвет описывается по трем показателям: насыщенность, тональность и светлота. Цвета располагаются в виде дерева в 3-х измерениях (см. рисунок выше).

Светлота показывает уровень градации цвета в серых тонах (вертикальная ось).
Тональность – это чистый цвет (например: красный или желтый, синий).
Насыщенность показывает расстояние тона в горизонтальной плоскости по отношению к вертикальной оси.

Вертикальная ось (ствол дерева) представлена в виде шкалы с градациями серого цвета (от белого сверху к чёрному вниз). Тона располагаются на хроматическом круге, находящемся на вертикальной оси. Горизонтально к оси показывают их насыщенность.

Как удобно и правильно пользоваться цветовым кругом смотрите в видеосюжете:


Внимание! В видео допущена неточность. Чтобы создать светло-голубой цвет, такой же интенсивности как небо, на примере, надо взять 1 часть голубого и 7 частей белого.

Сочетание в одной работе только тёплых или только холодных цветов:

Теплые цвета: Желтый, Оранжевый, Красный. Создают ощущение солнечного света и тепла.
Холодные: Синий, Фиолетовый, Зеленый. Воспринимаются образно как снег, лёд, вода. Уравновешенное сочетание холодных и тёплых тонов.

Тёмные тона подчёркивают тёплые, а светлые – холодные.

Чтобы получить красивую игру цвета, основной цвет заключают в окружении цветов менее ярких.

Сочетание разных оттенков, относящихся к одному цвету – монохромная гармония внутри одного лучика колористического круга.

Для примера: Ягодный + розовый, шоколадный + розовый, синий + голубой. Оттенки не должны быть оба тёмные, оба яркие или оба светлые, иначе они сольются. Берутся 2 оттенка одного цвета через пару шагов. Так цвет горький шоколад будет сливаться с шоколадом, а с ягодным или красным будет сочетаться гармонично, также будет гармонично сочетаться с малиновым или розовым (пользуйтесь цветовым кругом). То есть, если один оттенок явно относится к светлым, то в пару к нему надо выбрать тёмный, либо яркий.

 Гармонично сочетаются цвета одной тональности, расположенные в близком соседстве друг с другом на цветовом круге.

 Удачно сочетать 2 цвета, которые образуют 90 градусный угол  друг к другу.

Смотрите гармоничное сочетание цветов из круга на примерах из красивого и полезного ролика «ГАРМОНИЯ ЦВЕТА»:

Следует вспомнить об еще нескольких цветах, которые обычно не вписывают в колористический круг, но которые являются основой основ: белый, чёрный, все оттенки серого. Это нейтральные или ахроматические цвета. К нейтральным можно также добавить светло-бежевый, коричневый и тёмно-синий. С нейтральными цветами можно сочетать абсолютно любые хроматические цвета, часто их выбирают в качестве фона. Идеально это сочетание используется в одежде.

Хроматические цвета это все цвета радуги, спектра и всевозможные их оттенки, а также все природные цвета, некоторые правила комбинирования которых, описаны мною ранее.

Используя эти и другие советы из рубрики «Гармония цвета» вы без труда решите любые цветовые задачи. Смотрите еще несколько советов, полезных при работе с контрастными цветами, а также готовые решения гармоничных сочетаний в следующем посте.

Еще больше советов, относящихся к классике и сочетанию контрастных цветов, которые помогут правильно подобрать гармоничное цветовое комбинирование, читайте здесь:

Гармония цвета

Познавательно и интересно

Жду ваших комментариев по данной статье ниже!

Кстати, а вы замечаете стереоэффект начальной картинки к статье? 😉

Эти новости сейчас обсуждают...

загрузка...

2012-2017 © Наталья Фоменко. Все права защищены. Перепечатка разрешается с активной ссылкой на данный источник. Связаться с автором блога.


Понравилась статья?  Поделитесь с друзьями! Спасибо за Вашу помощь!
Печать страницы


Вы можете также сохранить страницу в закладках с помощью кнопочек слева
Здесь и сейчас Вы можете оформить подписку на RSS или обновление блога и получать уведомления о выходе новых материалов на свой E-mail

Оформить подписку

Оформить подписку Оформить подписку
Введите свой e-mail:
✔Другие новости блога:
Категория: Гармония цвета  Метки:

♥Карта сайта♥ ↓Листать страницы блога↓

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий ниже.
33 комментария
  1. Николай (1 комм.):

    о цвете многое можно сказать. У кажого свой любимый или предпочтительный

  2. Мне кажется, что настолько заморачиватся с цветами не стоит. Я вот выбрал для своего блога три основных цвета и не парюсь больше. Для моих целей их вполне хватает.

    • Наталья Фоменко (1940 комм.):

      Роман, блог это отдельная тема, как и тексты. Я обещала про сервис рассказать, который помогает подобрать цвета для сайта, но все время переключают меня на что-то другое. И если честно, то надо подумать о чем писать — хорошо подумать отрешившись от всего мира на пару дней -никаких звонков, интернет сообщений (на них все время и отвлекаюсь), а некогда расслабиться. Здесь информация собрана больше для художников и будет конечно полезна всем. И при выборе одежды, аксессуаров и цветов в спальне или всем доме, офисе. правила могут различаться. Но цифра 3 — она относится к классике и тут не прогадаешь. Единственное, что за цвета это будут контрастные или находящиеся в одном диапазоне? И для тематик различных своя подборка может быть. Богу богово, а кесарю -кесарево… Как много стилей существует, так и цветовых сочетаний существует множество. Основные описаны у меня. но тема настолько неоднобока, что можно ее развивать бесконечно. А для ваших целей на блоге вполне все прилично и симпатично — ближе к классике, хотя не совсем 😉 а я буду исправляться )))) но не сразу, надо подтянуть хвостики сперва.

  3. Руслан (18 комм.):

    Скомбинировать цвета не каждый может, тут нужен настоящий талант, чтобы получить что то действительно стоящее

  4. Оксана (80 комм.):

    Прекрасная статья!
    Интересны исторические примеры поиска цветовых значений! Это глубоко!
    По поводу того, что говорит Анвар, не соглашусь. Попытки проверить алгеброй гармонию ведутся на всем протяжении истории человечества и всегда терпят крах))
    Сейчас не могу вспомнить, название, есть физический опыт при котором свойства света как волны, изменяются при наличии наблюдателя!
    Исследования и эксперименты я всегда приветствую, но то что Анвар пишет о весе цвета- это тоже очень, очень и очень субьективно))

    • анвар (14 комм.):

      Оксана! 1.Наше восприятие субъективно, но воспринимаем мы объективную реальность, данную нам в ощущениях. Мы можем вообще быть от рождения слепыми или полными дальтониками, но природа цвета, ее физика от этого не изменится. 2. Я как раз взываю к чувствам, почувствуйте вес, почувствуйте движение цвета, ощутите его воздействие на нас как можно шире и глубже, а уже потом попробуйте с линеечкой в руках объяснить почему тот или иной цвет при определенных условиях, вызывает то или иное эмоциональное состояние у нас или конкретного субъекта. Тогда, глубоко чувствуя цвет (и не только) и понимая ( а не только ощущая интуитивно) объективную и субъективную природу его воздействия, мы сможем целенаправленно его использовать, для того чтобы вызывать более яркие эмоции. 3. Пять статей о цвете, как раз демонстрируют алгебраический подход к цвету. Знания сами по себе, эмоции сами по себе, поэтому в своих комментариях от 22.07. я написал, — «Если «чувственный процесс» усилить знаниями… уверяю, мурашки по коже начнут летать. К сожалению весь процесс обучения и воспитания людей направлен к взаимному исключению этих двух элементов.»
      Мы все время стремимся к красоте, мы ее чувствуем, согласен, по разному, а что такое красота толком и объяснить не можем, а между тем именно красота нас, людей, и объединяет несмотря на пространство и время. Проходят тысячелетия, сменяются эпохи, культуры, меняется наш уровень образования и т.д. но восприятие красоты остается. Что было «красиво» в древней Японии, Китае, Египте или Греции, в средневековых государствах и в недавнем прошлом, то остается красивым и сейчас. Почему? Законы красоты объективны! Так что, что я пишу не очень то субъективно.

      • Наталья Фоменко (1940 комм.):

        Анвар, если захотите широко развернуть тему — то с удовольствием опубликую ВАШУ статью на эту тему, ваше видение — возможно будет оживленнее обсуждение. Надеюсь, что Оксана Вам ответит 🙂

        • анвар (14 комм.):

          Если интересно можно попробовать. Как это сделать? И, разумеется нужно немного времени. Хотелось бы попытаться разобраться в, в том числе и в «весе». Тема не о цвете, хотя цвет будет входить составной частью.

          • Наталья Фоменко (1940 комм.):

            Как? Выбрать время и раскрыть тему своими словами, можно с приведением цитат и конечно надо как-то иллюстрировать чтобы было понятно. Я могу например вашу стаью как дополнение к теме о цвете сделать (чтоб далеко от тематики всего сайта не убегать) — все под вашим именем это будет естественно — главное чтоб было все уникально. Проверяю на уникальность перед публикацией -это важно! Картинки могу подрихтовать тоже. Так что если хотите, то попробуйте 🙂 а с меня публикация. Будут читатели — вам будет интересно общение на эту тему я думаю. Комменты просто не все читают, а статья авторская большее внимание привлечет (может не сразу, но я веду работу по раскачке сайта). Время сколько вам нужно конечно — столько и выделите себе на написание :). У меня например сейчас тоже быстро не получается писать.

      • Оксана (80 комм.):

        Ой! Какие тут баталии)) Надеюсь, я Вас не обидела! 🙂
        Мне совсем не хотелось спорить, на таком уважаемом мною сайте!
        Идея со статьей хорошая! Пишите пожалуйста свое мнение, а мы Вас почитаем с интересом ))

  5. анвар (14 комм.):

    Интересный факт. Внимательнее посмотрите на табличку (ленты) хроматических и ахроматических цветов.
    1.Особенно это видно на примере ахроматического ряда, что, каждый цвет имеет свой визуальный вес,- черный наиболее тяжелый, белый, — почти невесомый. Один из практических приемов применения этого свойства цвета, — одежда черного цвета для зрительного уменьшения объема фигуры, где объем сдавливается весом цвета, и наоборот. Тоже наблюдается и в хроматическом ряде но волнообразно. С лева на право — красный тяжелее фиолетового, фиолетовый легче синего но при этом синий тяжелее красного. Голубой легче зеленного, зеленый тяжелее желтого. Оранжевый тяжелее желтого, а красный тяжелее оранжевого. По визуальному весу те же свойства, что у хроматического ряда, но здесь добавляется еще одно свойство ахроматического ряда.
    2. По спектру у нас правильный плавный ряд от меньшей длинны волны к большей, но по весу идет волна. Но если взглянуть внимательнее, то можно четко увидеть, что разные цвета в одном ряду воспринимаются нами на разном расстоянии — фиолетовый ближе, чем красный и синий, голубой ближе синего и зеленого, желтый ближе зеленого и оранжевого, красный дальше оранжевого. То есть волны идут в глубино-поступательном, пространственном направлении. (В ахроматическом ряде этих волн нету, черный дальше, белый ближе, а между ними ровный ряд, при условии что этот ряд задан в определенном весовом шаге). Это еще одно свойство цвета, он зрительно удаляет или приближает предметы одинаковой формы находящиеся на одинаковом расстоянии.
    3. Добавьте свойства различных цветов с разной интенсивность раздражать нашу сетчатку глаз при одинаковых условиях, то комбинируя эти свойства цвета мы можем по разному воздействовать на восприятия человека и влиять на его эмоциональное состояние. Это касается выбора одежды, макияжа, цвета прически, интерьера или

  6. анвар (14 комм.):

    Пришли к условному цветовому шару. Полюса белый и черный, экватор насыщенный цветовой круг. Бесконечность цветовой палитры. Но, как отмечал в прошлый раз, цвет в отличии от света самостоятельно не существует,- это отраженный свет, а отражается он от какой либо поверхности. Поверхность — часть формы. Невозможно полноценно исследовать цвет в отрыве от формы, а форму без фактуры. Цвет по своей природе привязан к предмету и его форме. Шпаргалка цветосочетаний не будет работать в отрыве от конкретного предмета. Зимний сад в ярких тропических тонах, или жизнерадостный дискотечный макияж на трупе старика.

    • Наталья Фоменко (1940 комм.):

      По-видимому что то все таки акисмет не пропустил -в спаме нашла только 2 сообщения — это второе. если что-то и было, то по независящим не от меня причинам его удалил акисмет. Интересно вы пишете — явно много в этом вопросе понимаете! К;ак я пишу, многое мне было не понятно и его я даже не рассматриваю. Тема неоднозначная! Шпаргалка уже работает — например салфетки делаю — беру сочетание цветов и получается симпатично 😉 не будьте слишком строги!

      • анвар (14 комм.):

        Должно быть целенаправленное сочетание цветов, а не только интуитивное с помощью шпаргалки, в этом профессионализм. Знание умноженное на природную интуицию даст качественно иной результат. Это видно по вашим статьям, интуиция явно не удовлетворяет, нужны знания, как результат поиска, — статьи по цвету. Еще тема. Цвет имеет вес. При составлении композиций от цветового веса не уйти, необходимо со измерять весовые соотношения, иначе перевес одного элемента приведет к дисбалансу и разрушению композиции.

        • Наталья Фоменко (1940 комм.):

          Пусть ваши комментарии станут толчком для поисков в этом направлении тем, кому мало описанного у меня 😉 Как я уже писала мне довольно сложно эта тема далась — писать книги я конечно не собираюсь и лезть далее того что могу понять тоже. Может художественной школы не хватает? Причем высшей?!

  7. Александр (10 комм.):

    Подбор цветов это всегда больше чувственный процесс чем процесс применения знаний, для меня во всяком случае.
    С уважением, Александр
    Приглашаю на фотосессию http://feiaschool.ru/foto-tsvetov

    • Наталья Фоменко (1940 комм.):

      Спасибо за приглашение! Люблю цветы и особенно розы…. Красивая фотосессия получилась!

    • анвар (14 комм.):

      Ошибка явная, ошибка очевидная, ошибка заложенная во многом природой человека. Чувства и знания, как правило, но не обязательно взаимно исключающие элементы. Человек в большинстве своем, к сожалению интуитивен, а знаниями пользуется при острой жизненной необходимости. В меньшинстве,- пользуется в основном только знаниями. Если «чувственный процесс» усилить знаниями… уверяю, мурашки по коже начнут летать. К сожалению весь процесс обучения и воспитания людей направлен к взаимному исключению этих двух элементов,- отражения двойственной природы человека. Поэтому и цвет мы воспринимаем интуитивно, а знания о цвете сами по себе. Это приводит к отговоркам вроде — на вкус и цвет товарищей нет, «для меня во всяком случае».

      • Наталья Фоменко (1940 комм.):

        Насчет отговорки ведь так и есть — одни любят красное, другие без ума от желтого, который я с трудом терплю и далеко не во всех его проявлениях… (ненавижу желтое одеяние буддистов например — меня раздражает)

  8. Алексей (64 комм.):

    подбор цветов — это целая наука. Множество схем, методов, и в итоге может получиться что-то совсем неожиданное.

  9. Константин (1 комм.):

    На мой взгляд, эти советы всё таки не даёт однозначного решения в комбинаторике цветов. В принципе, при желании, можно совместить даже несовместимое. Главное как именно это реализовать имхо.

    • Наталья Фоменко (1940 комм.):

      Да, Константин, вы правы. Однозначности нет. И Художник, творец сам вправе решать чего и сколько в смешивании цветов добавлять. Некоторые очень хорошо решают такие задачки интуитивно. Знать принципы построения же, смешивания, гармоничного сочетания полезно каждому! Здесь я привожу только классические принципы комбинирования
      а их намного больше. Но поскольку в моих источниках не было какого-то логического этому объяснения и было вообще не понятно почему так, то я отказалась от их публикации — обозначив лишь классику. Спасибо за комментарий!

      • анвар (14 комм.):

        «Логическое объяснение» не такое уж сложное. Надо понять, а главное почувствовать осознано, что такое искусство. Не стоит лесть в литературу, четкого ответа там нет.
        Искусство — это умение действовать на нервы. В основном это интуиция, основанная на культурно историческом опыте. Как правило это стремление к красивому, правильному.
        Осознанное умение предполагает знания. Знания расширяют диапазон и приводят к «умению» действовать на нервы не только в положительном, правильном плане, но и в нейтральном и отрицательном. Задайтесь целью не только улучшить или нейтрализовать настроение цветом, а как можно посильнее его испортить, или сделать невыносимым. Это тоже искусство, но оно предполагает знание,- как это сделать?

        • Наталья Фоменко (1940 комм.):

          Интересный момент — могу согласиться -я просто ВСЕ не пишу — можно не один том написать, но до сути не докопаться даже — тут вы верно говорите, что лезть в литературу и не стоит, т.к. нет там четкого ответа. У всех своя точка зрения по этому вопросу. Круг Иттена, Гёте, Освальда и др. — различаются — различные мнения у авторов и выводы свои делали на основании опытов и умозаключений каждый свои — и можно каждый применять вообщем то. А логику никто не отменял, но есть люди лишенные этого между прочим… и логика разная: мужская и женская, детская и др. В итоге каждый человек, автор художественного произведения выбирает что-то свое -так? Логика, настроение ,пол/возраст, здоровье/болезнь и мн.др. — все на этот «логический» выбор может влиять, а также вкусы и предпочтения (привычки, представление о том что принято в обществе, окружающем человека, красиво/некрасиво и др.)

          • анвар (14 комм.):

            логика лишь отражает причинно-следственные связи в природе, в этом плане она объективна и не различает ни возраста ни пола ни настроения, субъективно наше восприятие причинно-следственных связей. Цвет вещь объективная, природная, а восприятие цвета у нас разное,- мужское, женское, детское или, как у дальтоников ограниченное или никакое. Но это не значит что физика цвета меняется в зависимости от нашего настроения, возраста, болезни или пола. Тем более она не меняется от уровня развития знаний, но при этом обогащается наше восприятие цвета, оно становится насыщеннее, глубже, многостороннее.

          • Наталья Фоменко (1940 комм.):

            Тут уж она есть как есть, если правильно поняла 🙂
            Во многом вы правы.

  10. Лана (126 комм.):

    Спасибо, даже не знала, что так интересно подбирать цвета- целая наука.

  11. Наталья Фоменко (1940 комм.):

    Александр, меня эта тема на 9 дней из жизни выбила ))) там еще очень много интересного 😉 Спасибо за комментарий. Всегда рада Вас видеть снова!

  12. Александр (10 комм.):

    Даже не представлял, что так много интересного и разнообразного содержат в себе обыкновенные цвета. Хотя и составлял букеты из цветов, однако цветовая гамма была относительно одинакова, да и народ в большинстве своем предпочитает красный цвет.
    С уважением, Александр

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>