Год Змеи. Кое-что об ужах и Ели, из славянской мифологии

Egle-korolevaДорогие Друзья!

Недавно все мы встретили Новый 2013 год, а сегодня, по давно уже сложившейся у славян (русских) традиции отпразднуем встречу Старого нового года. По восточному календарю 2013 — год Змеи.

В рамках тематики блога «Увлекательные Бонсай», хочу предложить Вам интересную тему к празднику. Совместив символ наступившего года и деревья в одной теме, мы с Вами окунемся немного в славянскую мифологию. Из публикации вы узнаете, почему плачут Ели, дрожит Осина, узнаете о почитании ужей.>>>

Думаю, что немногие могут похвастать знаниями о том, что происходило в минувшие века на территории Руси и соседних, славянских государствах, знаниями славянской мифологии и верований других народов. В школе, например, нам это не преподавали. Узнать что-то мы могли в основном, читая сказки, былины, сказания отдельно от школьной программы. А слышали ли Вы о культе ужей? Речь пойдет о представителях неядовитого рода змей.

Культ ужей. Уж — змеиный царь.

В стародавние времена на территории ряда государств (не только славянских) существовал культ змей (ужей). Считалось, что непременно в доме необходимо держать ужа или ящерку и тогда прибытки будут обязательно. Нельзя было убивать этих пресмыкающихся, ибо это грех, ведь они безобидны. А если разорить ужиное гнездо, то он и отомстить может.

Разверните для чтения поверье славян на эту тему »

Подробнее здесь.
Даже почитали этого представителя змей как бога врачевания. И сейчас мы видим в символике медицины змею, над чашей, а пошло все, видимо, еще не от ядовитых представителей рода. В старинных книгах встречается подобное описание: В виде громадного ужа была статуя его. Большой змей с открытой пастью, с торчащим из неё серебряным языком. А в храмах на ней было навешано множество жертв. Их количество было таким, что под ними исчезали и кожа его и все формы ужа. У её подножия лежали ещё горы даров. Ими у него покупали себе здоровье, как князья, так и простолюдины.

Ежегодное обновление кожи сделало в глазах людей ужа и других змей бессмертным. Именно ужа назвали змеиным царем. Описание кожи как чудесной красоты, на голове алмазный венчик (корона). При преследовании считалось, что змеиный царь издает свист, на который приползут сонмы, тысячи ужей и других змей и тогда горе обидчику!

Иногда венец называли золотыми рожками. Считалось, что если встретить царя в лесу, то надо положить на тропинке красный пояс или платок: увидев красный цвет, сбросит уж свои золотые рожки, а кто не побоится их забрать, тому откроются все клады. По другому поверью эти рожки необходимо прикопать под двумя молодыми, еще нераспустившимися дубками: один дуб должен засохнуть, а другой покрыться зеленью. Один рожек несчастливый, умертвляющий, а другой – оживляющий, счастливый.


Уж также противопоставлялся другим змеям: его считали, что он охраняет дом, прогоняет ядовитых змей. Еще в одном поверье, грехом убивать ужей считалось, потому что он был благословлен Богом за то, что находясь в Ноев Ковчеге, именно он заткнул своей головой дырку, которую прогрызла мышь. За это он был вознагражден золотым венцом, в память о котором на его голове остались желтые пятнышки.

Верил народ и в то, что во время непогоды, Илья-громовник поражает всякую нечистую силу, и спасение она может найти, лишь успев превратиться в божьих избранников, ужика или пчелку.

В знахарстве против лихорадки использовали роковый выползень (кожа змеи после линьки): ее пришивали, либо привязывали к нательному кресту. Жир ужа также использовали для лечения некоторых недугов, например запоев.

Почему плачет Ель и трясется Осина?

На Литве и в некоторых других государствах было широко распространено ужепочитание. Согласно энциклопедии Брокгауза и Ефрона, уж – лит.Жалтис или лат./лит. Залтис. Ужей держали в доме или около него, угощали молоком, боялись и почитали как духов-покровителей домашнего очага. Легенды о Ели (Эгле) – девушке, которая вышла замуж за царя ужей Залтиса (Змия) стали хорошим материалом для национальных литовских, польских и латышских произведений.

Согласно легенде, три сестры пошли купаться, а когда они вышли на берег, то старшие сестры оделись, а младшая обнаружила в своих одеждах ужа. Не смогли сестры напугать его и прогнать. Чтобы змей отдал Эгле (Ель) её платье он взял с неё обещание, что она непременно выйдет за него замуж, что та и пообещала. Продолжение истории ивы узнаете, посмотрев очень редкий фильм-сказку «Эгле (Ель) – королева ужей» с русскими субтитрами (на литовском языке). Наверное, многим известно, что на стволах елей выступает смола, дерево как бы плачет, а деревья осины всегда дрожат, а вот почему вы узнаете из этого фильма.

Но существует и другое сказание о том, почему плачут Ели

Иллюстрации станут ярким дополнениям к образам из легенд и сказаний о Ели и царе ужей.


Дополнения

Об ужах из мифологии других народов

 Из энциклопедии Пруссии Вадима Храпа

О дочерях змеиного царя

Источники:   2

Из личного

Как рассказывают мои родители, будучи маленькой девочкой, я была любознательным и смелым ребенком. Примерно в возрасте 4-х лет в моей жизни произошел удивительный случай, не без риска для моей жизни. Приехавший в станицу отец застал испуганного дедушку (царствие небесное деду Ивану) с расширенными зрачками. Играясь на огороде маленькая внучка (Я) нашла греющуюся на солнце гадючку и смело взяла ее в руки прямо посередине тела.

Со словами «Смотрите какой большой червячок», — внучка обратилась к дедушке. Молниеносная реакция прародителя, вероятно, спасла жизнь несмышленому чаду. То ли тяпка, то ли палка была у него в руках и аккуратно, не ударив ребенка, дедушка выбил извивающуюся змею из моих ручек. Убивать не пришлось, змея быстро уползла восвояси. В памяти предков остался страх и удивление. В моей памяти, к сожалению, только вот эти рассказы. Надеюсь, что они не преувеличивают и не обманывают, и все было именно так. От себя могу только сказать, что пауков, ящериц, лягушек, кузнечиков и др. не боялась точно примерно до средних классов школы. Позже, помню, сильно напугалась огромного размера бабочкой (больше ладоней, очень редко у нас встречаются) и саранчи, залетевшей на 4-ый этаж в квартиру.

В заключении хочу еще раз ВСЕХ поздравить с праздником, с наступившим Новым 2013, годом Змеи по восточному календарю.

Пожелать добра, здоровья, достатка, богатства, защищенности – всего того, что приносят и стерегут в доме благородные ужи.

До новых встреч!

Эти новости сейчас обсуждают...

загрузка...

2012-2017 © Наталья Фоменко. Все права защищены. Перепечатка разрешается с активной ссылкой на данный источник. Связаться с автором блога.


Понравилась статья?  Поделитесь с друзьями! Спасибо за Вашу помощь!
Печать страницы


Вы можете также сохранить страницу в закладках с помощью кнопочек слева
Здесь и сейчас Вы можете оформить подписку на RSS или обновление блога и получать уведомления о выходе новых материалов на свой E-mail

Оформить подписку

Оформить подписку Оформить подписку
Введите свой e-mail:
✔Другие новости блога:

♥Карта сайта♥ ↓Листать страницы блога↓

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий ниже.
Комментарии (40)
  1. Борис (6 комм.):

    Столько интересной информации в одном месте. Рад, что прочитал до конца. Познавательно и весьма!

  2. Лена (1 комм.):

    Было очень интересно узнать о елях и змеях. Славянская мифология малоизвестна, в отличии от греческой и римской, но такая увлекательная. Хочется еще что-нибудь узнать.

    • Наталья Фоменко (1940 комм.):

      Рада,что эта история заинтересовала ваше внимание. Вы правы, Ольга. Славянская мифология очень интересная и мало кто может похвастаться, что знает ее хорошо. Если будет интересный материал, хотя бы косвенно подходящий к теме сайта — продолжу писать в этом ключе.

  3. Алексей (19 комм.):

    Да Вы, Наталья, не только прекрасный блоггер, но еще и повелительница змей!
    Очень интересная информация, хорошо подобранный материал. О культе ужей слышать не доводилось, хоть и живу в Украине.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>